Древняя черкесская (кабардинская)
башня Адиюх (Белорукая)

    О башне Адиюх.
 
 

(После перераспределения черкесских земель между пришлыми на черкесскую землю абазинами  и ногайцами карачаевским президентом Батдыевым, представителем народа, который тоже зеселил черкесские земли,  черкесская башня оказалась в Абазинском районе, и сейчас на верхушке башни реет абазинский флаг. До этого националистическая абазинская молодежь сорвала черкесский флаг оттуда и сожгла. У черкесов есть подходящая пословица "Заходит во двор чужая собака и выгоняет собаку  хозяина"-Хамэхьэр къохьэри унэхьэр иреху.)

  

Башня Адиюх


Княгиня Адиюх


Картина художника Хахандукова М.

На правом берегу реки М.Зеленчук нanpoтив а. Хабез высится башня   (Адиюх в переводе с черкесского языка означает "Светлорукая»), выложенная из брусков песчаника  прямоугольной формы, она сужается вверх. Башня построена около 1760 г. по приказу кабардинского князя Темрюк Аджи Баматова. В ней три бойницы и вход, поднятый так высоко. что проникнуть в башню можно было только по приставной лестнице. Башня состояла из 5   этажей. 1 этаж служил для xpaнения  воды и нищи при осаде, а также для содержания пленников.  Проникнуть   сюда можно было только сверху, со 2 этажа. Глухим был и 4 этаж.Он освещался через отверстие, вырубленное в полу венчающей сторожевой площадки, 5 этаж  был обзорный. С этим памятником связана легенда, рассказывающая о прекрасной княгине Адиюх и ее муже Къултыбгъу.
К востоку от башни находится раннее средневековое городище. Со стороны поля городище защищалось каменной стеной. Город существовал в 6-12 в.в.н.э.. и оставлено жителями в связи с наступлением половцев - кипчаков. Городище имеет 2 культурных горизонта, нижний относится к 6-9 в.в. и верхний слой - к Х-ХII в.в.

Городище состоит из 3 частей: 1 часть расположена на мысу, где находится б. Адиюх, отделенная от 2 части каменной стеной и рвом шириной 6 м. 3 часть самая большая по площади часть города, со стороны поля защищена была каменной стеной с наружными выступамн и башнями. Cтeнa проходила на расстоянии 150 м от 2 рва , 2 часть городища в V-V1 в.в. служила местом культовых действий. Между 7-10 в.в. 2 часть была плотно заселена. 2 часть отделена от.3 части   стеной с башнями, с наружной стороны этой стены находились длинные  помещения для скота.

В более позднее время (X в.) была выстроена 2 стена и вырыт ров между 2 и 3 частью городища. В 3 части городища имеется могильник меотов сарматскою времени (3-4 в.в до н.э.).
В городище имелась церковь 10 в.,. найден крест из серебра (11-12 в.в.) энколпион.
(Из  материалов гос. Краеведческого  музея  КЧР  г. Черкесск)

Более подробно о башне Адиюх

   История создания башни «Адиюх»,

                                                                                                                                                                                 Башня «Адиюх» возвышается над долиной реки Малый Зеленчук (р. Инжич). Она построена в 1760г. по велению черкесского князя Темрюк Аджи - Баматова.

Башню изучали ленинградский ученный Л.И. Лавров и местные ученые Т.М. Минаева и И.Х. Калмыков.

Назначение башни, предупреждение о возникновении нападений. Аналогичные башни стояли по всем долинам рек. При какой-либо опасности, с башни пускали черный дым и передавали с башни на башню, таким образом, предупреждали селения о нашествии врага. Итальянский путешественник Интерриано, который изучал культуру Кавказа, писал, что в случае угрозы черкесы в течении 2-х суток собирают 100 тысячную конницу,

Воздвигнута башня из брусков песчаника на известковом растворе. В плане она прямоугольная, сужается к верху. Судя но остаткам межэтажных перекрытий в башне было пять этажей, первый не имел ни окон, ни дверей. Он служил для хранения поды и пищи и, очевидно, для содержания пленников. Попасть в помещение первого этажа можно было только сверху, со второго этажа, на который поднимались по приставной лестнице, третий зтаж имел три бойницы с напольной стороны, четвертый освещался через отверстие в потолке, а пятый этаж перекрытия не имел и являлся местом для дозора. Высоко поднятый вход обеспечивал высокую степень безопасности защитников укрепления. В зтом боевом укреплении была предусмотрена и возможность длительной осады.

Башня представляет собой образец высокой инженерно - строительной мысли в области создания фортификационных сооружений.

 Толщина стен внизу составляет 120 см, а толщина на верху составляет 160 см, это означает, что стены прислонены друг к другу, что способствует более устойчивости и прочности башни.

В 1965  году по заданию Районного Комитета Партии на башне был сооружен флаг из стали шириной 180 см, длиной 280 см.

Полвека назад здесь работала геологическая экспедиция, возглавляемая П.Н. Шишкиным.  Этот ученый, кроме геологических исследований,  вел еще и археологические исследования. В своем отчете, который хранится в Ленинградском отделении института археологии АН СССР он отмечает, что на левом берегу балки Большой Бабук, на расстоянии 200 -- 300 метрах к востоку от башни Адиюх находилось поселение.
Это поселение - городище Адиюх - раскапывалось энтузиастом  своего дела Ставропольским археологом Т. М. Минаевой в 1949 - 1955 гг. В экспедиции принимала участие и доктор исторических наук  Е. Алексеева.
Городище располагается на мысе, образованном балкой Адиюх и излучиной реки Малый Зеленчук. Состоит оно из трех частей, каждая из которых укреплена с напольной стороны рвами, валами и каменными стенами.В первой части городища над обрывом, к реке, обнаружена христианская церковь. Здесь найден глиняный сосуд - голосник, вставляющийся в стену церкви для улучшения акустики, и серебряный складной крест знколпион 11- 12 в.в.». Этот крест, возможно, доставлен с Руси.
Во второй части городища находились языческое святилище 5-6 вв. Здесь же располагались жилища, погреба, дворики, подземелье. служившее тюрьмой.
В третьей части городища открыты мавзолей и другие могильники, жилые постройки.
Найдены также кости домашних животных, многочисленные обломки глиняных сосудов, глиняные пряслица и светильник, фрагменты стеклянных браслетов, каменные жернова и зернотерки, железные вещи: серп, плужный нож, ножницы для стрижки овец, наконечники стрел и другое.
Городище существовало с 5 по 12 в.в.Жили в нем аланы, а также местные кавказские племена.
За чертой города - длинные помещения для скота, обложенные каменной стеной.

Схема городища Адиюх, квадрат означает место расположения башни. Башня построена уже в 17 веке.

Городище представляло собой образец высокой культурно — строительного дела. Мастера — каменщики ставили свои знаки на каменных стенах. Жилые постройки были каменными, турлучными, реже саманными, обмазанными глиной и побеленными стенами. Найденные остатки зерновых ям с обмазанными изнутри глиной стенами, глиняные сосуды — пифосы для хранения зерна (X в.), рассыпанные зерна пшеницы, ячменные и более всего проса, а так же. (каменные) земледельческие орудия из камня и из железа (ступки, зернотерки, жернова, серпы, плужный нож, молоты и др. IX - XII кв.). После бурного расцвета (X - XI вв.), по причине феодальной раздробленности и междоусобицы, а так же нашествия половцев, а затем монголов (ХШ в.), и, наконец, разрушительные походы Тамерлана (XIV в.), городище прекратило свое существование.
Найденные вещи: серебряные золотые изделия хранятся в музеях города Ставрополя и Черкесска.

ЛЕГЕНДА ОБ АДИЮХ

           С этой древней башней связано предание о белорукой красавице-княгине., которая освещала путь своему мужу, когда он возвращался  с добычей по парусиновому мосту через р. Малый Зеленчук.
Легенда говорит, что в этом самом узком месте долины был построен полотняный мост, соединявший её противоположные берега, так как река в этом месте была такая бурная, что вброд её было не перейти.
В ауле Али- Бердуковском на левобережном утёсе до сих пор сохранились остатки береговой опоры полуистлевшие дубовые брёвна с кусками обмотки из толстого полотна

По преданию в башне-крепости жил князь со своей умницей-женой по имени Адиюх. Князь занимался ночными набегами, переправлялся на другой берег и возвращался,  пригоняя табуны лошадей. Помогая ему в этом, Адиюх подходила к окну и своими, источающими свет,  руками освещала долину. Но однажды князь обидел Адиюх, и та при очередном возвращении князя с набега не осветила ему путь через мост. Перегоняя в темноте лошадей, князь сорвался в реку и утонул. Опомнилась Адиюх, но было уже поздно. Казнясь и убиваясь тем, что погубила собственного мужа, Адиюх бросилась искать тело своего мужа, и когда она проходила через заросли колючих кустарников шиповника, она поцарапала свои руки, ноги и кровь растекалась по камням, и с тех пор они стали красными.

Ниже по течению реки на той же стороне высятся красные обрывистые скалы.
Адиюх нашла тело своего мужа на берегу реки возле аула Кош-Хабль и похоронила в чистом поле, насыпав большой курган над его могилой. Действительно, по южной окраине аула Кош-Хабль есть несколько курганов разной величины, в одном из которых находится могила князя. Адиюх каждый год ездила на могилу мужа и оплакивала его. Прошло много лет и к красавице Адиюх посватался нарт Сосруко, за которого она вышла замуж. Но не суждено было им насладиться счастьем. Когда они направились в дом Сосруко, Адиюх упала с лошади и разбилась насмерть: Сосруко был потрясен случившимся. Он сочинил песню-плач, в которой изливал свое горе.                                                                                                                                                                        Ой, моя Адиюх, где же тебя я похороню? Похороню тебя на земле -твои кости звери обгладают. Похороню тебя на ветках высокого дерева -черные вороны выклюют твои карие очи, Где ж тебя похороню, милая моя Адиюх?
Так и не известно, где он её похоронил. Однако, в 1971 году Али- Бердуковские школьники, бродя по горам, обнаружили в отвесной скале горизонтальный сквозной проруб, закрытый с лицевой стороны. Когда дети заглянули вовнугрь, они увидели кости лежащей женщины. Дети рассказали об  этом взрослым ребятам, те проникли в пещеру. При прикосновении к останкам женщины истлевшие кости и одежда рассыпались. Рассказывают, что, судя по всему, женщина была высокая и молодая, богато одетая. Сосруко всё же нашел способ похоронить Адиюх так, чтобы к ней не прикасались ни волки, ни вороны, ни муравьи, ни сырая эемля.

Физико-географическая характеристика района, где находится башня «Адиюх».

Башня «Адиюх» расположена на вершине восточной куэстовои гряды (пэнт1ыкъ), на отрогах Скалистого хребта, на правобережье реки Малый Зеленчук, между аулами Хабез и Али — Бердуковский.
Здесь горы сложены известняками, гипсом и мергелем юрского и мелового периодов мезозойской эры.
Пологий склон, обращенный к северу, покрыт зарослями орешника, кизила, калины. Куэста открывается к югу и на запад в сторону р. Малый Зеленчук. У подножья высокою утеса, на котором находится башня «Адиюх», среди камней находят россыпи горного хрусталя. К югу от утеса отвесная стена куэсты обвалилась. Обвалы здесь бывают часто. Отсюда вывозится известняк, который используется в строительстве домов, укреплений и для получения извести. К северу от данного утеса отвесные стены куэсты, обращенные к реке Малый Зеленчук, имеют красный оттенок. Вероятно, элементы, содержащиеся в почве, смываясь водными потоками выкрасили горные склоны в такой цвет.
На дне ущелья журчит хрустальный родник, несущий свои воды в Малый Зеленчук.
В настоящее время склоны утеса окультурены, от подножья до вершины проложены ступеньки. Ночью они освещаются фонарями. Освещение установлено и на самой вершине yтeca у основания башни «Адиюх».
В недавнем прошлом общественность била тревогу о том, что разрушается этот исторический памятник - наследие прошлого. Но все изменилось после того, как местный предприниматель приватизировал бывший пионерский лагерь «Адиюх» вместе с примыкающими территориями долины р. Малый Зеленчук.   Памятник был отреставрирован мастерами из г. Тулы, но время опять сделало свое дело: внутри башни грязно, валяются какие-то старые деревянные доски, неприглядная картина.
На месте пионерского лагеря построены   коттеджи для    туристического комплекса и там отдыхают приезжие туристы -работники Газпрома, и все желающие, имеющие большие деньги.

Башню Адиюх, красоту пейзажа ее места расположения воспевали многие местные поэты. К ним относится и поэт-воспеватель Адиюха Хакунов Ю.А.

Сейчас башня Адиюх оаказалась на территории вновь созданного Абазинского района и судьба башни вызывает опасения. Во первых эта башня построена по указанию кабардинского(адыгского) князя Аджи Бамата, абазины почему-то не долюбливают черкесов. Но тем не менее уже некоторые представители абазин открыто утверждают, что ее построили абазины. Они учатся у фальсификатора истории черкесов Будая.

Некоторые выписки из  5 выпуска ТрудовКЧНИИ, историческая серия
Е.П.Алексеева "Памятники меотской и сармато-аланской культуры КЧР

Меоты-древнейшие предки адыгов.
Аланы-конфедерация сарматских племен. Они появились в Предкавказье в 1 в.н.э.

Древнейшие предки адыгов-племена, близкородственные среднекубанским и приазовско-черноморским меотам, обитали на территории КЧР уже в 1 тыс. до н. э.(носители так называемой прикубанской культуры). Встречаются  на территории КЧР ранне-средневековые адыгские памятники(Нижне-Архызский могильник, наземные гробницы на р. Кривой, на р. Кяфаре и в других местах,V111-XV1 в.в. н.э. Раскопки Кузнецова В.А. Коба-Башинский склеп является  связующим звеном между древнейшими памятниками адыгов-носителей прикубанской культуры  начала и середины 1 тыс. до н.э. и средневековыми адыгскими памятниками 1 тыс. н.э.
Аланы сначала поселились на средней Кубани, а через некоторое время часть их переселилась в предгорья КЧР, в верховья Кубани. Грунтовая яма,покрытая каменными плитами-является древнейшей формой меотских погребений и заимствована у меотов поселившимися на средней Кубани сарматами. Адыго-меотские племена жили на территории КЧР еще с эпохи бронзы.

…Первые упоминания об аланах мы встречаем у Лукиана  и Сенеки(50-60 годы 1  в.н.э.)…Аланы-часть скифов, обитающих у Танаиса и Меотийского моря, то есть  у Дона и Азовского моря…..Аланская культура  является разновидностью , а затем наследницей сарматской культуры, а ее носители являются  одним из сарматских племен…
Осетинский язык является  «потомком» аланского языка, а осетины являются потомками алан.
Сарматы и аланы сыграли определенную роль в этногенезе меотско-адыгских племен… Аланы наряду с горцами-«кобанцами», болгарами и кипчаками, явились одним из компонентов в формировании карачаевско-балкарской народности…(Противоречит армянской летописи о появлении карачаевцев и балкарцев на Кавказе-прмечание редактора сайта).
Древнейшие адыгские памятники на территории КЧР относятся к первой половине  1 тыс. до н.э.-так называемая прикубанская культура, одновременная и родственная  кобанской(напр., могильник V11 в. До н.э. у а. Инжич-Чукун). Известны  и раннесредневековые памятники адыгов-могильники и наземные дольменообразные гробницы в районе Архыза, Кяфара, Бежгона и др. мест.Датируются они с V111-1X до X1V вв. н.э.  …Меотским является подземный склеп у Коба-Баши.

Объективные карачаевцы о себе

Х.О. Лайпанов. К истории карачаевцев и балкарцев. Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1957.

"… Одна из легенд, встречаемая в фольклоре, сообщает, что карачаевцы и балкарцы вышли из г. Маджары и происходят от хазар. Известно, что территория Карачая и Балкарии в одно время находилась в сфере влияния Хазарского Каганата. Бесспорно также, что остатки хазар на СК постепенно ассимилировались среди местных племен, в частности аборигенов бассейна Кубани – адыго-черкесских племен.Объясняя свое происхождение, карачаевцы и балкарцы говорят: «Мы остались от хромого Тимура», т.е. своими предками считают воинов Тимура…… надо думать, что предание, указывающее на происхождение отдельных фамилий Карачая и Балкарии от воинов Тимура, имеет под собой историческую почву…
… Из всех сообщений фольклора наиболее распространенным является легенда о турецком или крымском происхождении карачаевцев. Эта легенда говорит, что некий Карча, совершив преступление в г. Анатолии, бежал со своими приверженцами – Трамом, Будияном и Адурхаем и поселился в Инал-Кубе…
… небезынтересно сравнить погребальные обряды и погребальные термины половцев и карачаево-балкарского народа.
Богатых половцев хоронили в остроконечных двухскатных каменных домиках. По-половецки они назывались «кезене», по карачаево-балкарски – «кешене». По стилю и архитектуре надземные половецкие склепы «кезене», обнаруженные в северном Причерноморье, походят на карачаево-балкарские «кешене». Карачаево-балкарские надземные склепы сохранились около балкарского аула В. Баксан и напротив аула Эльджурт (Баксан), а также на кладбище около карачаевского аула Карт-Джурт, около с. Кашкатау, Мухол и т.д.
У половцев был обряд хоронить покойников в «кезене» в деревянном ящике, называемом «сандык».
В надземных склепах Балкарии и Карачая также обнаруживаются деревянные ящики, называемые по карачаево-балкарски «сандык»…
В половецком словаре, составленном в 1303 году, встречаются такие слова, которые сохранились ныне только в карачаево-балкарском языке и не сохранились в прочих живых тюркских языках.
Интересно сопоставить языческие божества кипчаков с карачаево-балкарскими. Кипчакский термин тенгри-бог соответствует карачаево-балкарскому тейри. Карачаевцы и балкарцы и сейчас употребляют выражение тейри урсун, что значит: да накажет божество тейри.
… я считаю, что кипчакский элемент в сложном этническом составе карачаевцев и балкарцев играл главную роль.В формировании карачаево-балкарского народа, кроме внутреннего развития, большую роль сыграл приток представителей разных племен. Из всех примешанных к основному элементу карачаевцев и балкарцев тюркский составил большинство.
Приток представителей разных народов в карачаево-балкарскую среду продолжался в течение длительного времени. Малочисленный карачаево-балкарский народ, окруженный сильными враждебными племенами, вынужден был принимать пришлый элемент.
Наличие инонационального элемента в Карачае и Балкарии легко обнаруживается при анализе отдельных карачаево-балкарских фамилий. Так, например, фамилии Айсандыров и Семенов – русского происхождения. Беглые русские солдаты – Александр и Семен – положили основу этих фамилий. Точно так же Айбазовы – армяне, Тамбиевы и Боташевы – кабардинцы, Отаровы, Суюнчевы, Эбзеевы – сваны, Хубиевы – черкесы и т.д.
Существует точка зрения о том, почему карачаевцы называются аланами. Вплоть до 13 в. территория верховьев Кубани и Зеленчуков была заселена аланами – осами и поэтому называлась «Алания». В 13 в. аланы были вытеснены отсюда монголами на восток, но название Алания за территорией верховьев Кубани и Зеленчуков осталась. Поселившиеся здесь карачаевцы унаследовали это название и сами стали именоваться аланами.… карачаевцы и балкарцы по своему происхождению являются одним народом. Основой карачаево-балкарской этнической группы являются кипчаки (половцы) и хазары.
… В эту основную хазаро-кипчакско-болгарскую группу в течение веков вливались различные мелкие этнические элементы – осетины, кабардинцы, сваны, абазины и т.д. Так образовался современный карачаево-балкарский народ, впитавший в себя много иноязычного элемента.
… До заселения долины Баксана балкарцы обитали в степных районах Кумы и Подкумка, а карачаевцы жили в Закубаньи, в местностях, называемых Загзан, Лаба, Санчара и Архыз. О жизни карачаевцев в указанных районах никаких письменных или других источников у нас нет, имеется небольшой противоречивый материал о жизни карачаевцев в Архызе.
… По нашим данным карачаевцы заселили долину Баксана не раньше второй половины 15 и начала 16 вв., а балкарцы пришли сюда лишь вслед за карачаевцами. В пользу этого мнения говорят такие факты:
1. В различных фольклорных материалах о кабардино – карачаево - балкарских отношениях на Баксане нет упоминания кабардинских князей-предводителей, правивших до 16 века.
В устном творчестве упоминаются кабардинские князья, правившие в 16 веке. В событиях о карачаево - балкаро –кабардинских отношениях, сохранившихся в фольклоре, встречаются кабардинские князья: Мусост, Кайтуко, Сары-Асламбек, Кази, Гюргоко. Эти же князья фигурируют в песнях «Карча» и «Каншау-бий». По генеалогии кабардинских князей, все перечисленные князья владычествовали в 16 и 17 веках.
2. Ко времени прихода карачаевцев и балкарцев на Баксан, в его низовьях существовали кабардинские аулы, и земли по Баксану считались княжескими. Например, кабардинский князь Кази, узнав о заселении карачаевцами Баксана, потребовал от них освобождения Баксана или уплаты дани за самовольное поселение и нарушение границы. Лишь в результате переговоров кабардинский князь оставил карачаевцев в Баксане, наложив на них дань.
Таким образом, кабардинцы заселили современную территорию примерно в 14 – середине 15 вв. А когда карачаевцы и балкарцы пришли на Баксан, кабардинцы считались давними жителями. Следовательно, карачаевцы и балкарцы заселили бассейн р. Баксана не раньше второй половины 15 в. и начала 16 в.
2. У нас имеются письменные источники, которые указывают, что в начале 17 в. карачаевцы еще продолжали жить в долине Баксана, а балкарских поселений здесь не было.
… Согласно преданиям, переселение карачаевцев на Баксан произошло следующим образом.
Карачаевцы, не выдержав натиска сильных черкесских племен, ушли из долины р. Джегуты и поселились в ущелье Баксана. Как сообщают материалы фольклора, предводителем Карачая являлся Карча, а родоначальниками – Будян, Трам, Адурхай, Науруз.
Земли по Баксану ко времени появления здесь карачаевцев считались потомственными владениями кабардино-черкесских князей, и карачаевцы с приходом на Баксан были обложены данью".

Яндекс.Метрика


 

Проблемы (адыгов) черкесов в России и за рубежом


© gor-morev

Конструктор сайтов - uCoz