Адыги-черкесы - аборигены Центрального Кавказа относятся к числу тех немногих народов Европы, чья трагическая история тесно связана с зарубежьем.
В литературных источниках зарубежных и отечественных авторов сохранились известия о миграционных процессах черкесов в пределах Кавказа, Древней Руси, Малой Азии, Ближнего Востока, Европы, Африки.
Изучая документы и многочисленные публикации, можно четко определить причины их миграции и периодизацию этих процессов.
Первый период: конец IX - начало XVI веков. Этот отрезок времени характеризуется как период военной экспансии или военным отходничеством значительных групп адыгов на Ближний Восток, в Северную Африку и Древнюю Русь. Это обусловлено двумя основными факторами:
- сохранением у черкесов ярко выраженных элементов военной демократии, совершенствованием военного искусства и военной техники;
- феодальной раздробленностью черкесских княжеств и отсутствием централизованного государства.
Наиболее значительна черкесская диаспора того периода в государстве мамлюков Египта, Сирии и Палестины. Здесь во время своего правления 1280-1290 гг. Султан Калаун черкес по происхождению, правил Египтом с 1280 по 1290 год. Его личная гвардия состояла из адыгов. Главной целью Калауна было обучение мамлюков искусству военной организации черкесов. Так появилась обособленная гвардия бурджитских (черкесских) мамлюков”.1
Султан Калаун закупил у золотоордынских монголов 12000 невольников-адыгов, доведя численность своей гвардии до 15000 мамлюков.
Впоследствии созданная и хорошо обученная им личная гвардия не раз одерживала блистательные победы над врагами Калауна.
В 1382 году к власти в Египте пришла черкесская династия, правившая до 1517 года. За 135 лет в султанате значительно выросло и адыгское население. Современники нередко называли Египет черкесским.
Из среды черкесской диаспоры того периода эту страну прославили видные государственные и военные деятели, поэты, писатели, историки. Среди них наиболее известны:
1. Египетский султан Аз-Захир Сайф ад-дин Баркук (1382-1389; 1390-1399).
Из биографии Баркука, написанной его современником итальянцем Бертрандо де Мижнанелли, мы узнаем, что он был родом из “области Зиха или Черкесия, “что близ Руси”. Происходил из бедной семьи, в детстве пас свиней. Был похищен пиратами и продан в Сирию эмиру Йалбуге ал-Хасаки. У него обучалось 4000 мамлюков. Здесь Баркук освоил военное искусство, верховую езду, изучил арабский язык. Вскоре Баркук достиг больших успехов в обучении, благодаря хорошей физической закалке и отличной памяти.
Впоследствии он служил у эмира Дамаска Манджаку. Последний благословил своего соплеменника и рекомендовал его египетскому султану Шабану Второму. После смерти Шабана Баркук содействовал малолетнему сыну Шабана Али занять трон султана. Али правил с 1376 по 1382 год.
В 1382 г. мамлюкский парламент утвердил Баркука султаном Египта. Он стал первым черкесским правителем Египта, Сирии и Палестины.
Наиболее важным в период его правления является то, что Египетское государство сумело выстоять и защитить другие арабские государства от нашествий войск Тамерлана.
2. Султан ал-Ашраф Сайф ад-дин Инал из адыго-кабардинского рода Кармоко.
О нем известно, что он родом из Черкесии, командовал военно-морским флотом Египта. В 1453 г. пришел к власти и правил страной до 1460 года.
С именем султана Инала связана генеалогия князей Черкасских. Согласно исследованию крупного писателя - историка Олега Опрышко “Князь Темрюк, решительный и дальновидный политик, искусный военачальник, был старшим сыном Идара, праправнуком родоначальника кабардинских и черкесских князей - Инала, который согласно легенде, бытовавшей в княжеско-дворянской среде адыгов, вернулся на Северный Кавказ из Египта”2.
Праправнук Инала - Темрюк, старший князь Кабарды в середине XVI века при поддержке родных братьев Елбаздуко, Желегота, Камбулата добился сближения с Россией и заключил с ней в июле 1557 года военно-политический союз. Благодаря этому союзу Кабарда приобрела могущественного защитника против Крымского хана, а Россия надежного проводника своей политики на Северном Кавказе и в Поволжье. В 1561 году царь Иван Грозный женился на дочери Темрюка Гуашана (после крещения Мария), и тем самым династически скрепил дружбу двух народов - русского и кабардино-черкесского.
Широко известны в России имена потомков Темрюка - Михаила Алегуковича - первого российского генералиссимуса, Александра Бековича-Черкасского - сподвижника Петра Первого, Алексея Михайловича, великого канцлера империи.
Поколенная роспись рода князей Черкасских (православная ветвь ведущая от Михаила Алегуковича) приведена во второй части “Российской родословной книги” П.В.Долгорукова, вышедшей в 1855 г.
Ныне здравствующий прямой потомок египетских султанов Борис Михайлович Черкасский - составил поколенную роспись князей Черкасских от 6 колена, начинающегося с XVI века и до 19-го колена конца XX столетия. Этот уникальный труд подготовлен к печати и будет опубликован в третьем номере журнала “Эльбрус” КБИРО в начале января 2000 года.
Среди крупнейших ученых, литераторов, историков периода правления Египтом черкесских мамлюков известны:
1. Историк средневековья Мухаммед Ахмед ибн Ийас аль Ханафи - 1448-1524 гг. Он правнук черкеса эмира Оздемира, наместника Триполи и Халеба в 60-х годах XV века, автор многотомной хроники “Диковинки цветов в событиях веков”.
2. Египетский ученый, писатель средневековья Абу Халид бин Юсуф аль-Макдиси (1416-1483 гг.). Родился в Нижнем Египте в семье черкесских мамлюков. Его перу принадлежат книги “Краткая история Египетских султанов” и “Отъезд султана Яшбега на Кавказ”.
Второй период охватывает время с 1517 по 1779 гг. и характеризуется следующими значительными факторами миграции черкесов:
- использование работорговли в странах Причерноморья и Средиземноморья в целях пополнения войск восточных государств черкесскими пленниками;
- возвращение на родину в Восточную Черкесию значительного числа мамлюков из Египта и Сирии после падения династии бурджитов в Египте;
- принятие адыгами исламской религии и миграция значительной части верующих в мусульманские страны.
В мусульманском мире того периода рабство приобрело особый характер, поскольку работорговля была освящена самим пророком Мухаммедом.
В Османской империи, куда, в основном, попадали черкесские невольники, рабство широко использовалось в военном деле.
Попадая в Османскую империю, невольнику открывался доступ в мусульманское общество, где он пользовался впоследствии равными правами со своим первоначальным господином.
Среди эмигрантов-невольников и военных отходников черкесов второго периода в Османской империи наиболее известными военачальниками были:
- черкес Оздемир оглу Осман Паша (1520-1590 гг.). Сын Оздемир-паши, наместника Йемена, он стал первым визирем Османской империи из числа черкесов. Он унаследовал от отца могущество и талант полководца.
С 1572 по 1579 г. он пребывал на Кавказе, командуя турецкой армией в войне с персами.
- Черкес Осман-паша
- Дервиш Мухамед-паша (великий везир)
- Черкес Ахмед-паша и мн. др.
Черкесская община в Османской империи начинает свою историю в 1520 году при султане Сулеймане Великолепном (1520-1566 гг.). Его первой женой была черкешенка из бесланеевского княжеского рода Кануковых.
Сын Сулеймана стал наследником турецкого престола. На черкешенке женился и султан Ахмед III, правивший Османской империей с 1703 по 1730 гг.
Султан Мустафа III (1757-1773 гг.) также был женат на черкешенке. Их сын Селим III правил страной с 1789 по 1807 гг.
Черкешенка по имени Валиде была женой султана Махмуда II, правителя Османской империи с 1808 по 1839 гг. Два сына кабардинки - султанши поочередно правили страной - старший Абдул-Мажид (1839-1861 гг.) и младший Абдул-Азиз (1876-1877 гг.)
Абдул-Мажид был женат на черкешенке Бестеме. Ее два сына Мурад V (1876) и Абдул Хамид II (1876-1908 гг.) - поочередно были султанами Османской империи. Жена последнего также была черкешенкой.
Третий период 1779 - 1909 гг. характеризуется как период трагической истории черкесов. Он обусловлен следующими факторами:
- геополитическими интересами России и Турции на Северном Кавказе;
- Русско- Кавказской войной 1773-1864 гг.;
- массовым истреблением черкесов и их депортацией в Османскую империю.
Русско-Кавказская война, длившаяся 101 год, нанесла адыгскому этносу удар колоссальной силы. Огромные людские потери и массовая депортация поставили самый многочисленный народов Северного Кавказа на грань исчезновения.
Вот как описывает события 1863-1864 гг. офицер русской армии Иван Дроздов:
“В конце февраля пшехский отряд двинулся к речке Мартэ, чтобы наблюдать за выселением горцев, а если понадобится, так и силою выгонять их ... Поразительное зрелище представилось глазам нашим по пути: разбросанные трупы детей, женщин, стариков, растерзанные, полуобъеденные собаками; изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от слабости, падавшие от изнеможения и еще заживо сделавшиеся добычей голодных собак...
Едва ли половина отправившихся в Турцию прибыла к месту. Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество; но только ужасом и можно было подействовать на воинственных дикарей и выгнать их из неприступных горных трущоб...
Теперь в горах Кубанской области можно встретить медведя, волка, но не горца”3.
Некогда процветавшая Черкесия, заключившая в 1557 году военно-политический союз с Россией и принявшая самое деятельное участие в становлении Российского государства после почти векового героического сопротивления русским войскам за свою независимость и территориальную целостность, погибла в 1864 году.
В этой неравной борьбе Черкесия потеряла 90 процентов территории и 95 процентов своего населения, часть которого была физически уничтожена, а другая депортирована в Османскую империю. Оттуда изгнанники постепенно расселились по всему миру - в страны Азии, Африки, Европы и Америки.
Оказавшись за пределами своей родины, адыги сумели адаптироваться в странах компактного проживания. Со второй половины XIX века выходцы из черкесской диаспоры выдвинулись на ключевые посты в правительствах и в армии. Среди наиболее известных военных и политических деятелей черкесского зарубежья 1864 - 1900 гг. можно назвать:
1. Дели Фуад-паша (1835-1931 гг.)
Родился в Каире. Отец его Хасан-паша эмигрировал из Черкесии в Турцию и поступил на службу к султану. Фуад учился в Стамбуле, затем окончил военное училище в Каире. Отличился в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Стал маршалом Османской империи, главнокомандующим вооруженными силами Турции. Был послом в нескольких странах Европы.
После младотурецкой революции принял активное участие в создании Общества черкесского единения и взаимопомощи. Возглавлял комитет независимости Кавказа и Комитет северокавказских политических эмигрантов в Турции (1915-1919 гг.). В 1921 году собрал в Стамбуле Всеобщий конгресс черкесов.
2. Хайреддин-паша Тунуслу (1819-1890 гг.).
Родился в Черкесии. Его отец Хасан Тлаш погиб в русско-кавказской войне. Оставшись сиротой, был отправлен в Стамбул к родственнику. В числе молодых черкесов уехал в Тунис защищать ее от французской экспансии.
Правитель Тунисской области Ахмет-паша усыновил его и отправил учиться в военное училище “Сент-Сур” во Франции.
Талантливый военачальник Хайреддин в 36 лет стал полным генералом. С 1857 года командовал военно-морскими силами Туниса. С 1861 года - Председатель Меджлиса Туниса.
В 1879 г. избран сенатором и назначен премьер-министром Османской империи.
Его старший сын Тахир дослужился до генерала. Средний - Мухамед - получил светское образование и занимался журналистикой. Младший - Салих - был женат на принцессе Мунире - дочери брата султана Абдул Азиза II.
3. Эльбоздуко Канаматович Кудашев (1863-1946 гг.). Коллежский советник, видный адыгский историк. Из кабардинских дворян. Родился в Кабарде. Окончил Нальчикскую горскую школу в 1880 г. и медицинские курсы в Харьковском университете в 1884 г. Окончил медицинский факультет Московского государственного университета в 1890 г.
Жил и работал в Санкт-Петербурге, крестился и получил новое имя - Владимир Николаевич. Издал в Киеве книгу “Исторические сведения о кабардинском народе” (1913 г.).
В годы гражданской войны - сторонник белого движения. Командир полка кабардинской конной дивизии. В марте 1920 г. эмигрировал в Турцию, позже во Францию и США.
4. Хусейн Тосун-бей (1875-1930 гг.). Видный турецкий политический деятель, публицист, издатель. Из убыхского племени адыгов. Окончил лицей и военное училище, служил в Османской армии. Был сослан в Ливию, где преподавал французский язык в военной школе.
После младотурецкой революции избран депутатом Великого Национального Собрания (Меджлис).
В годы первой мировой войны руководил национальным Агентством Османской империи. Издал на французском языке книгу “Библиография Кавказа” (1919 г.).
К сожалению, временные рамки данного сообщения не позволяют перечислить имена и фамилии всех известных черкесов зарубежья третьего периода миграции. Их более 3 тысяч человек.
Сведения о них можно узнать в подготовленной к изданию книге “Кто есть кто в черкесском зарубежье” писателя-публициста, академика Международной Черкесской Академии наук, издателя журнала “Черкесское зарубежье”, главного редактора газеты “Адыгэ псалъэ” (“Адыгское слово”) Мухамеда Хафицэ.
По приблизительным данным, в настоящее время за пределами нашей страны проживает 5 миллионов черкесов, в том числе в Турции - более 4 миллионов, в Сирии - 90 тысяч, в Иордании - 120 тысяч, Египте - 5 тысяч, США - 5 тысяч, Ливии - 350 тысяч, в Израиле - 3 тысячи, Германии - 20 тысяч, Франции - 2 тысячи. Черкесы живут в Югославии, Австралии, Японии, на Мадагаскаре, в Судане, Канаде.
По своей численности адыгская диаспора идет второй после русской диаспоры за рубежом.
Наиболее значительна и многочисленна адыгская диаспора, как мы отмечалил выше, в Турции - 4 миллиона. Районами компактного проживания адыгов являются вилайеты (области) Кахраман-Мараш, Болу, города Каисери, Бурса, Измир, Самсун, Эрзрум и другие.
В Турции десятки культурных центров (хасэ), расположенных по месту жительства диаспоры. Все хасэ в Турции объединены в Кардер - Большую Хасэ, которая входит в Международную Черкесскую Ассоциацию (МЧА), созданную 21 мая 1991 года на первом Всемирном съезде адыгов в г. Нальчике.
Основной задачей культурных центров Хасэ как в Турции, так и в других странах, является проблема сохранения родного языка и национальной культуры. И это вполне понятно, потому что утрата языка и национального самосознания сделает бессмысленным всю остальную работу хасэ в сфере политики, экономики, культуры.
По рекомендации МЧА во всех хасэ, входящих в Ассоциацию, работают комитеты:
1. По сохранению и возрождению черкесского языка;
2. По вопросам истории;
3. По культурным связям с родиной;
4. По средствам массовой информации и коммуникации;
5. По проблемам инвестирования в местах компактного проживания черкесов на Кавказе.
За последние годы культурные центры - хасэ в Турции активизировали работу по проблемам поиска родственников в Российской Федерации, в изучении истории своей фамилии, составлении родословных таблиц, поколенных росписей, организации родовых и фамильных съездов как в России, так и за рубежом.
Активизацию этой работы мы связываем с созданием Кабардино-Балкарского историко-родословного общества, члены которого, продолжая традиции ИРО в Москве, развернули широкую научно-исследовательскую работу по изучению истории родов и семей, пропаганде генеалогических и геральдических знаний.
Свои отделения КБИРО создало и в странах компактного проживания черкесов за рубежом.
В рамках реализации генеалогических проблем КБИРО совместно с генеалогами Турции (г. Кайсер) наш турецкий соотечественник Зульфикар Энес (Ансоко) провел огромную поисково-исследовательскую работу, собрал десятки ценнейших исторических документов, на основе опроса старейшин рода как в Турции, так и в Малой Кабарде записал уникальные полевые материалы по истории своего древнего адыгского рода, ведущего начало от хеттского воина Аншока. В итоге составлена поколенная роспись рода Ансоко, восстановлено родовое древо, начиная с 15 века по наши дни.
Аналогичные поиски и исследоваия провели генеалоги и историки из рода Максидовых, проживающих в Сирии и Кабардино-Балкарии. Их усилиями впервые за всю многовековую историю черкесов создана фамильная энциклопедия рода Максидовых и родовой герб по законам классических традиций герботворчества Западной Европы и России.
Книга “Фамильная энциклопедия Максидовых” стала началом поворота адыгских историков и генеалогов лицом к лицу к проблемам черкесской генеалогии.
Продолжая разрабатывать методы подхода к изучению истории родов и фамилий, КБИРО совместно с издательским центром “Эль-Фа” выпустили фамильные энциклопедии “Калибатовы” (1998 г.) и “Ажаховы” (1999 г.). Автор - ваш покорный слуга. В этих исследованиях нами впервые на Северном Кавказе использован метод родовой поколенной росписи. В поколенной росписи Калибатовых и Ажаховых прослеживается их родственная связь с однофамильцами в других странах мира.
Впервые в истории черкесов художником Виктором Нефедовым создан родовой герб Ажаховых в рамках традиций национального герботворчества. И этот герб украшает форзац книги фамильной энциклопедии “Ажаховы”. Это же издание является первой книгой, увидевшей свет в серии “Фамильная энциклопедия родов Северо-Кавказских народов” КБИРО.
О семейных и генеалогических связях с соотечественниками, проживающими за рубежом, рассказывают газеты и журналы, выходящие в республиках Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, а также за рубежом.
Здесь уместно еще раз подчеркнуть особую роль газеты “Черкесское зарубежье”. На ее страницах публикуются наиболее интересные материалы о наших соотечественниках, биографии наиболее известных общественных и политических деятелей, литераторов, композиторов, спортсменов.
Совместно с родственниками, проживающими за рубежом, издают родовые газеты самые многочисленные родовые объединения, проживающие в трех адыгских-черкесских республиках - Шогеновы, Кушховы, Кардановы.
Эти газеты, по сути, являются родовой хроникой, летописью рода Шогеновых, Кардановых, Кушховых.
Ежегодно собираясь на свои съезды, они принимают важнейшие решения по проблеме общественно-политической, экономической и духовной жизни родов.
На съездах принимается Устав рода, избирается Большой Совет рода, избирается тхамада (старейшина) рода, который утверждается на Большом Совете. Утверждается Кодекс чести рода. Род провозглашает основной принцип - объединение людей, носящих фамилию рода во имя согласия и взаимопонимания среди людей разных национальностей и вероисповеданий, пропаганды общечеловеческих ценностей.
Инв и интересов своих соотечественников за рубежом.
Думается, что шаг доброй воли руководства страны в переселении косовских черкесов на историческую родину не станет единичным фактом, и учитывая этот опыт и опыт других стран, в ближайшем будущем Российская Федерация определит стратегию и тактику защиты интересов наших соотечественников за рубежом.
А.А.Максидов,
Председатель КБИРО, действительный член ИРО в Москве, член Союза писателей Российской Федерации.
|