Сельское хозяйство у синдов.

Синды принадлежали к обширной группе меотских племен, составлявших основное население Прикубанья и Восточного Приазовья в античное время. Наиболее раннее упоминание о Синдике в античной литературе, сохранившееся у Стефана Византийского, восходит еще к Гекатею Милетскому. Эпиграфические памятники, относящиеся к Боспорскому царству, упоминают синдов в числе подвластных Боспору племен IV в. до н.э. В литературе боспорских Спартокидов синды, как правило, выделяются из остальных меотских племен. В этом надо видеть не этнические различия, а то положение, которое синды заняли в Боспорском царстве после присоединения Синдики. Синды, как известно, заселяли Таманский полуостров, левобережье р.Кубани приблизительно до нынешнего хут. Краснобатарейного и теперешний Анапский район до начала Главного Кавказского хребта. На территории, населенной синдами, возникли античные города Фанагория, Кепы, Гермонасса. Таким образом, с момента своего появления на Таманском полуострове греки вступили в тесное соприкосновение с синдами.

Исследование вопросов экономического развития синдов имеет первостепенное значение для экономики Боспора, так как синды, включенные с середины IV в. до н.э. в границы Боспорского царства, сохранили свою экономическую базу и, надо думать, были основным производителем на Азиатском Боспоре.

Исследования городов Восточной Синдики, и в частности Семибратнего городища, а также сельских поселений Таманского полуострова предоставило в наше распоряжение важные материалы. Основой хозяйства у синдов являлось земледелие и скотоводство. Основными культурами в сельском хозяйстве синдов, так же как и у остальных меотских племен Прикубанья, были зерновые и в первую очередь хлебные злаки: пшеница, ячмень и просо. Довольно полное представление о зерновых культурах дают находки обуглившихся зерен, найденных при раскопках Семибратнего городища и на Краснобатарейном городище. На первом из них зерна мягкой пшеницы (Triticum vulgare) были найдены в слоях: IV в. до н.э., эллинистических и I в. н.э. На Семибратнем городище внутри здания I в. н.э. была обнаружена спекшаяся масса зерна, оказавшаяся пшеничной кашей. Зерна мягкой пшеницы найдены и на Краснобатарейном городище. На меотских городищах средней Кубани зерна пшеницы встречены в различных слоях (с VI в. до н.э. по III в. н.э.) на целом ряде памятников. У синдо-меотских племен пшеница являлась одной из основных зерновых культур и возделывалась на протяжении всей античной эпохи.

Некоторым дополнением к находкам на Семибратнем городище может явиться нахождение в Фанагории (раскоп «Северный город», 1940 г.) в слое I в. н.э. пшеницы-двузернянки, или эммера (Triticum diccocum). Эммеры являются столь же древними злаками, как и ячмень, и в культуре, по-видимому, предшествуют более совершенным в хозяйственном отношении голозерным (мягким и твердым) пшеницам. По своим биологическим особенностям эммеры Кавказа представляют собой яровые горные пшеницы, зноевыносливые и засухоустойчивые. В.А. Петров считает, что эммер мог культивироваться в равной мере и в окрестностях Фанагории (т. е. на территории Синдики), и в закавказских районах Черноморского побережья, где его возделывали примерно на рубеже нашей эры. Однако в Фанагорию зерновой хлеб поступал, как нам представляется, от синдов и от меотских племен Прикубанья, а не из Закавказья. Раскопки последних лет на Кубани дали очень ценные в этом отношении результаты; при исследовании меотского городища в ст. Ладожской в 1964 г. впервые были встречены в слое II—III вв. н.э. зерна пшеницы-двузернянки.

Наравне с пшеницей возделывался также и ячмень (Hordeum sativum) в виде пленчатых и голозерных форм. На Семибратнем городище в 1938—1940 и 1950-1951 гг. зерна ячменя встречались на разных участках в слоях IV в. до н.э. и в эллинистических. Отдельные зерна ячменя вместе с пшеницей встречались в слое I в. н.э. Дважды в слое I в. н.э. были найдены комки спекшейся массы обуглившихся зерен, оказавшиеся зернами обработанного (рушенного) ячменя. Кроме Семибратнего городища на территории Восточной Синдики зерна ячменя были найдены автором на Краснобатарейном городище в обнажениях культурного слоя акрополя (в 1951 г.). В Горгиппии в 1969 г. на раскопе «Город» в помещении эллинистического времени найдены обуглившиеся зерна пшеницы, ячменя и гороха, хранившиеся в амфоре и пифосе, в 1970 г. зерна пшеницы обнаружены в двух пифосах.

Третьей зерновой культурой, широко распространенной у синдомеотских племен, являлось просо (Panicum miliaceum). У меотов просо составляло один из важных продуктов питания. На Семибратнем городище зерна проса были встречены в слоях IV в. до н.э. и I в. н.э. В слое I в. н.э. найден бронзовый подвесной котел, наполненный спекшейся массой проса (очевидно, пшенной каши).

О технике земледелия у синдов мы можем судить по археологическим находкам, а также по синхронным материалам античных городов Северного Причерноморья. Земледелие носило плужный характер. Лемехи от плуга раннего времени не найдены. Плуг был скорее всего деревянный. В этом отношении интересно отметить, что по адыгейски плуг называется «деревянное орудие». Синды, как известно, были одними из отдаленных предков адыгов. О типе плуга, употреблявшегося на Боспоре, дает представление изображение его на пантикапейских монетах второй половины III или II в. до н.э. Основной частью плуга была рассоха, на передний конец которой надевался, очевидно, железный сошник. От заднего конца вертикально поднималась стойка с деревянной рукояткой, при помощи которой пахарь направлял свой плуг при пахоте. Между сошником и рукояткой укреплялся деревянный изогнутый грядиль, соединявший рассоху с дышлом. Подобный плуг мог быть и у синдов.

Мы имеем интересные находки сельскохозяйственных орудий рубежа нашей эры, в том числе двух железных лемехов. Они найдены в 1966 г. на хут. «Рассвет» вблизи здания античной усадьбы. Так как эти сельскохозяйственные орудия найдены не в синдском поселении, а в античном здании, они скорее должны характеризовать развитие сельскохозяйственной техники Боспорского государства, а не синдов. В 1964 г. на хут. «Рассвет» была найдена железная мотыга. Она по форме близка мотыгам из Горгиппии и из поселения у дер. Ново-Отрадное. И. Т. Кругликова отмечает, что все эти мотыги имели утяжеленную пяту и могли служить, скорее всего, для обработки огорода или виноградника. Не исключено, что их могли применять и в огородах и на полях, как для рыхления почвы, так и для окучивания полевых растений.

На Семибратнем городище в слое I в. н.э. найдено железное тяпкообразное орудие. Такие же орудия были встречены и в сельскохозяйственной усадьбе на хут. «Рассвет». Орудия подобного типа известны со Среднего Прикубанья. Они могли служить в качестве легких мотыг для разбивания комьев земли и при огородных работах. Употребляли их и для копки земли, свидетельством чего являются следы работы этим орудием на стенках пашенных ям II Воронежского городища (раскопки 1969 г.) и в подбойной могиле I в. н.э. Казанского могильника.

Жатва производилась железными серпами. Обломки трех серпов небольшой величины со слабо изогнутым лезвием были найдены на Семибратнем городище в слое I в. н.э. Один из них относится к первому типу меотских серпов, у которых изогнутость создается не кривизной лезвия, а расположением стержня рукоятки по отношению к рабочей части серпа. Железные серпы встречены также при раскопках Горгиппии.

О способе молотьбы у синдов сведений мы не имеем. Возможно, что для молотьбы применялась деревянная молотильная доска с насаженными на нижнюю сторону камешками. В Закавказье они известны еще с эпохи бронзы, а с появлением плужного земледелия в I тыс. до н.э. молотильные доски получают широкое повсеместное распространение. Молотильные доски характерны и для Рима, они были в широком употреблении почти по всему Средиземноморью и за его пределами. После молотьбы зерно провеивали путем подбрасывания.

Одним из наиболее распространенных и в то, же время простых способов хранения зерна в древности было хранение в пашенных ямах. Кроме того, для этих целей использовались пифосы. Пашенные ямы встречались на всех раскопках Семибратнего городища. Большинство ям, так же как и на меотских городищах Прикубанья, имело форму усеченного конуса, расширяющегося книзу. Пашенные ямы в большом количестве обнаружены при раскопках Боспорских городов: Пантикапея, Фанагории, Гермонассы, Мирмекия, Нимфея и др. Они вырывались в земле, имели каменную горловину, иногда обмазывались внутри глиной или вырубались в скале.

Более подробными сведениями мы располагаем по обработке зерна. Размол производили в примитивных каменных зернотерках, на каменных прямоугольных жерновах-толкачах и, наконец, на круглых жерновах. Для приготовления крупы служили каменные ступы. Наиболее примитивными являются зернотерки вытянуто-овальной формы с сужающимися концами. Нижняя поверхность у них выпуклая, верхняя рабочая часть слегка вогнута и хорошо сглажена. Подобные зернотерки встречаются как на меотских городищах , так и в греческих городах. Они служили для размола небольшого количества зерна в домашних условиях.

Типичными для синдо-меотской культуры являются прямоугольные жернова-толкачи, рабочие поверхности которых (как верхней, так и нижней плиты) покрыты врезанными линиями. Такие жернова были найдены на Раевском городище, на синдских поселениях Таманского полуострова, фрагменты их встречены также на Семибратнем городище. На последнем в слое I в. н.э. найдены два жернова, аналогичные по своей конструкции вышеописанным, но более развитой формы. Верхние плиты у них прямоугольные или почти квадратные с прямоугольным в плане воронкообразным углублением для насыпания зерна, оканчивающимся узкой щелью. Поперек плиты идет сравнительно глубокая борозда для укрепления деревянного бруса. На боковой стороне имеется паз, служивший для закрепления при помощи скобы верхнего бруса, а на противоположной стороне — вертикальная выемка в виде широкой борозды. Рабочая поверхность гладкая и линейных насечек не имеет. Аналогичный жернов вместе с ниэдией плитой (что составляет полностью ручную мельницу) был найден в 1951 г. на Западно-Цукурском поселении Таманского полуострова. Близкие жернова встречены при раскопках античного здания на хут. «Рассвет». Кроме того, на Семибратнем городище в слое IV в. до н.э. найден квадратный жернов античного типа.

Восстановить процесс помола на жерновах-толкачах помогает известное изображение на раннеэллинистической беотийской чаше, на которой представлено внутреннее помещение крупной мастерской.

Жернова помещены на специально устроенных массивных столах. На них укреплена специальная стойка (ось), к которой прикреплялась. длинная рукоятка (брус), приводившая в движение верхнюю плиту жернова.

Наравне с прямоугольными жерновами в античных городах Северного Причерноморья имел применение и другой тип жерновов— круглых вращающихся. На Семибратнем городище фрагмент такого жернова был найден в эллинистическом слое (раскоп 1954 г.).

Для обработки зерна кроме жерновов применялись каменные ступы. Две такие ступы были найдены в 1952 г. на Семибратнем городище. Первая из них находилась во внутреннем дворике большого раннеэллинистического здания и стояла у наружной стены близ дверного проема. Ступа имела цилиндрическую форму и была изготовлена из ракушечного известняка. Высота ее около 1 м, диаметр 75 см, глубина 24 см. Вторая ступа была найдена в хозяйственном помещении небольшого дома, пристроенного на рубеже нашей эры к фасаду большого эллинистического здания. Нижняя часть этой ступы была, по-видимому, деревянной. Это давало возможность избежать больших примесей к зерну известняковых крошек.

Отсутствие источников не дает возможности осветить вопросы землепользования и землевладения у синдов. Нет сведений и об огородничестве и садоводстве, хотя оно несомненно существовало. Косвенным указанием на наличие садов в Синдике может служить название одного из античных городов Азиатского Боспора — Кепы, т. е. сады, основанного милетцами во второй половине VI в. до н.э.

Почвенно-жлиматические условия Синдики были весьма благоприятны для развития виноградарства. На Боспоре виноград начал культивироваться не позже V в. до н.э. При раскопках сельскохозяйственной усадьбы II в. до н.э. — I в. н.э. близ хут. «Рассвет» был найден обломок виноградного ножа 38. Нам известно о случайной находке (в конце 30-х годов XX в.) каменного тарапана в районе совхоза Джемете близ Анапы. В азиатской части Боспора исследовано большое количество виноделен (в Фанагории, Горгиппии, Кепах, Патрее, на городищах Пятиколодезном, Батарейки I, Каменная Батарейка), но они характеризуют развитие виноделия на Боепоре, а не у синдов.

В сельском хозяйстве синдов наравне с земледелием большое значение имело животноводство. На основании изучения остеологического материала мы можем составить представление не только о видовом составе стада, но и об определенном месте той или иной отрасли животноводства в хозяйстве. У синдов на всем протяжении их истории основное значение имело разведение крупного рогатого скота, составлявшего треть всего стада; несколько в меньшем количестве разводился мелкий рогатый скот, так, три четверти всех найденных на Семибратнем городище костей животных принадлежит овце и только одна четверть — козе; в слое же рубежа нашей эры костей козы совершенно не найдено. Свиноводство в хозяйстве синдов также играло довольно значительную роль, несколько уступая овцеводству только в ранний период. Что касается коневодства, то костные остатки, найденные в культурных слоях поселений, не дают достаточных данных, чтобы судить о его роли в хозяйстве. Во всяком случае, коневодство не стояло на последнем месте, о его значении говорят изображения коня на синдских монетах, а также захоронения лошадей как в богатых, так и рядовых курганах (большие Семибратние курганы, группа малых Семибратних курганов, погребение близ Анапы и др.).

Лошади, как отмечает Н.К. Верещагин, были средней величины, скорее всего степного тарпанного типа. Использовались они главным образом как верховые. Н.К. Верещагин, изучавший остеологические материалы из Семибратнего городища, пришел к выводу, что коровы были в основном мелкие, до несколько крупнее, чем северный «торфяной» скот, и принадлежали к европейскому короткорогому типу. Одновременно разводилась и крупная порода типа современной сементальской или серой украинской. Кости этой коровы были встречены в слое конца V— IV в. до н.э. Крупный рогатый скот, несомненно, использовался как тягловая сила, а также на мясо, свидетельством чему являются многочисленные находки разрубленных костей в мусорных слоях городищ и поселений. На Семибратнем городище в слое III в. до н.э. была найдена плоская лепная чаша со сквозными отверстиями в дне, служившая, по-видимому, для приготовления каких-то молочных продуктов (творога, сыра).

В пастушеском хозяйстве известную роль играла и собака. На Семибратнем городище процентное соотношение костных остатков собак к общему количеству костей домашних животных довольно велико — в среднем 10—12%. Собаки, по определению Н. К. Верещагина, были весьма однотипны и мелки, размером со шпица.

Кроме скотоводства синды занимались и птицеводством. В раскопках Семибратнего городища во всех слоях, хотя и в небольшом количестве, встречались кости домашней курицы.

Таким образом, на основании рассмотренных материалов можно судить о значительном удельном весе животноводства в хозяйстве синдов. Развитие пашенного земледелия привело к использованию в качестве тягловой силы волов. Скот использовался не только для пахоты, боронования, транспортировки, но и при молотьбе. Крупный рогатый скот давал также в изобилии молоко и молочные продукты и мясо. Все это обусловило то, что крупный рогатый скот занимал первое место в составе стада. Мелкий рогатый скот кроме мясной и молочной пищи давал шерсть. Свидетельством этого являются находки пряслиц от веретен и глиняных пирамидальных грузиков от ткацких станков. Коневодство также играло значительную роль у синдов, но, конечно, меньшую, чем у кочевников.

Материалы о земледелии и скотоводстве, которыми мы располагаем в настоящее время, показывают высокий уровень развития сельского хозяйства у синдов, который не уступал уровню развития сельского хозяйства в античных городах Северного Причерноморья.

Литература:

Н. В. АнфимовН.В. Сельское хозяйство у синдов// История и культура античного мира,- М.:"Наука", 1977 - c.6-12 
Древняя черкесская (кабардинская)
башня Адиюх (Белорукая)
Яндекс.Метрика


 

Проблемы (адыгов) черкесов в России и за рубежом


Из истории черкесов(адыгов)

                             

ЧЕРКЕСЫ В ИЗГНАНИИ

Изгнанные в результате народно-освободительной (Русско-Кавказской) войны черкесы компактно проживают в таких странах как:

Турция:                                                                 - 1.500.000
Истамбул                                                               - 300.000
Сирия                                                                    - 60.000
Иордания                                                              - 20.000
Германия                                                              - 20.000
Израиль                                                  
              - 5.000
США                                                                      - 3.000
Франция                                                                - 150
Голландия                                                             - 100

Всего за рубежом черкесов                                 -    около 1.605.000

 

Адыги - черкесы и зарубежье: семейные и генеалогические связи

Адыги-черкесы - аборигены Центрального Кавказа относятся к числу тех немногих народов Европы, чья трагическая история тесно связана с зарубежьем.

В литературных источниках зарубежных и отечественных авторов сохранились известия о миграционных процессах черкесов в пределах Кавказа, Древней Руси, Малой Азии, Ближнего Востока, Европы, Африки.

Изучая документы и многочисленные публикации, можно четко определить причины их миграции и периодизацию этих процессов.

Первый период: конец IX - начало XVI веков. Этот отрезок времени характеризуется как период военной экспансии или военным отходничеством значительных групп адыгов на Ближний Восток, в Северную Африку и Древнюю Русь. Это обусловлено двумя основными факторами:

- сохранением у черкесов ярко выраженных элементов военной демократии, совершенствованием военного искусства и военной техники;

- феодальной раздробленностью черкесских княжеств и отсутствием централизованного государства.

Наиболее значительна черкесская диаспора того периода в государстве мамлюков Египта, Сирии и Палестины. Здесь во время своего правления 1280-1290 гг. Султан Калаун черкес по происхождению, правил Египтом с 1280 по 1290 год. Его личная гвардия состояла из адыгов. Главной целью Калауна было обучение мамлюков искусству военной организации черкесов. Так появилась обособленная гвардия бурджитских (черкесских) мамлюков”.1

Султан Калаун закупил у золотоордынских монголов 12000 невольников-адыгов, доведя численность своей гвардии до 15000 мамлюков.

Впоследствии созданная и хорошо обученная им личная гвардия не раз одерживала блистательные победы над врагами Калауна.

В 1382 году к власти в Египте пришла черкесская династия, правившая до 1517 года. За 135 лет в султанате значительно выросло и адыгское население. Современники нередко называли Египет черкесским.

Из среды черкесской диаспоры того периода эту страну прославили видные государственные и военные деятели, поэты, писатели, историки. Среди них наиболее известны:

1. Египетский султан Аз-Захир Сайф ад-дин Баркук (1382-1389; 1390-1399).

Из биографии Баркука, написанной его современником итальянцем Бертрандо де Мижнанелли, мы узнаем, что он был родом из “области Зиха или Черкесия, “что близ Руси”. Происходил из бедной семьи, в детстве пас свиней. Был похищен пиратами и продан в Сирию эмиру Йалбуге ал-Хасаки. У него обучалось 4000 мамлюков. Здесь Баркук освоил военное искусство, верховую езду, изучил арабский язык. Вскоре Баркук достиг больших успехов в обучении, благодаря хорошей физической закалке и отличной памяти.

Впоследствии он служил у эмира Дамаска Манджаку. Последний благословил своего соплеменника и рекомендовал его египетскому султану Шабану Второму. После смерти Шабана Баркук содействовал малолетнему сыну Шабана Али занять трон султана. Али правил с 1376 по 1382 год.

В 1382 г. мамлюкский парламент утвердил Баркука султаном Египта. Он стал первым черкесским правителем Египта, Сирии и Палестины.

Наиболее важным в период его правления является то, что Египетское государство сумело выстоять и защитить другие арабские государства от нашествий войск Тамерлана.

2. Султан ал-Ашраф Сайф ад-дин Инал из адыго-кабардинского рода Кармоко.

О нем известно, что он родом из Черкесии, командовал военно-морским флотом Египта. В 1453 г. пришел к власти и правил страной до 1460 года.

С именем султана Инала связана генеалогия князей Черкасских. Согласно исследованию крупного писателя - историка Олега Опрышко “Князь Темрюк, решительный и дальновидный политик, искусный военачальник, был старшим сыном Идара, праправнуком родоначальника кабардинских и черкесских князей - Инала, который согласно легенде, бытовавшей в княжеско-дворянской среде адыгов, вернулся на Северный Кавказ из Египта”2.

Праправнук Инала - Темрюк, старший князь Кабарды в середине XVI века при поддержке родных братьев Елбаздуко, Желегота, Камбулата добился сближения с Россией и заключил с ней в июле 1557 года военно-политический союз. Благодаря этому союзу Кабарда приобрела могущественного защитника против Крымского хана, а Россия надежного проводника своей политики на Северном Кавказе и в Поволжье. В 1561 году царь Иван Грозный женился на дочери Темрюка Гуашана (после крещения Мария), и тем самым династически скрепил дружбу двух народов - русского и кабардино-черкесского.

Широко известны в России имена потомков Темрюка - Михаила Алегуковича - первого российского генералиссимуса, Александра Бековича-Черкасского - сподвижника Петра Первого, Алексея Михайловича, великого канцлера империи.

Поколенная роспись рода князей Черкасских (православная ветвь ведущая от Михаила Алегуковича) приведена во второй части “Российской родословной книги” П.В.Долгорукова, вышедшей в 1855 г.

Ныне здравствующий прямой потомок египетских султанов Борис Михайлович Черкасский - составил поколенную роспись князей Черкасских от 6 колена, начинающегося с XVI века и до 19-го колена конца XX столетия. Этот уникальный труд подготовлен к печати и будет опубликован в третьем номере журнала “Эльбрус” КБИРО в начале января 2000 года.

Среди крупнейших ученых, литераторов, историков периода правления Египтом черкесских мамлюков известны:

1. Историк средневековья Мухаммед Ахмед ибн Ийас аль Ханафи - 1448-1524 гг. Он правнук черкеса эмира Оздемира, наместника Триполи и Халеба в 60-х годах XV века, автор многотомной хроники “Диковинки цветов в событиях веков”.

2. Египетский ученый, писатель средневековья Абу Халид бин Юсуф аль-Макдиси (1416-1483 гг.). Родился в Нижнем Египте в семье черкесских мамлюков. Его перу принадлежат книги “Краткая история Египетских султанов” и “Отъезд султана Яшбега на Кавказ”.

Второй период охватывает время с 1517 по 1779 гг. и характеризуется следующими значительными факторами миграции черкесов:

- использование работорговли в странах Причерноморья и Средиземноморья в целях пополнения войск восточных государств черкесскими пленниками;

- возвращение на родину в Восточную Черкесию значительного числа мамлюков из Египта и Сирии после падения династии бурджитов в Египте;

- принятие адыгами исламской религии и миграция значительной части верующих в мусульманские страны.

В мусульманском мире того периода рабство приобрело особый характер, поскольку работорговля была освящена самим пророком Мухаммедом.

В Османской империи, куда, в основном, попадали черкесские невольники, рабство широко использовалось в военном деле.

Попадая в Османскую империю, невольнику открывался доступ в мусульманское общество, где он пользовался впоследствии равными правами со своим первоначальным господином.

Среди эмигрантов-невольников и военных отходников черкесов второго периода в Османской империи наиболее известными военачальниками были:

- черкес Оздемир оглу Осман Паша (1520-1590 гг.). Сын Оздемир-паши, наместника Йемена, он стал первым визирем Османской империи из числа черкесов. Он унаследовал от отца могущество и талант полководца.

С 1572 по 1579 г. он пребывал на Кавказе, командуя турецкой армией в войне с персами.

- Черкес Осман-паша

- Дервиш Мухамед-паша (великий везир)

- Черкес Ахмед-паша и мн. др.

Черкесская община в Османской империи начинает свою историю в 1520 году при султане Сулеймане Великолепном (1520-1566 гг.). Его первой женой была черкешенка из бесланеевского княжеского рода Кануковых.

Сын Сулеймана стал наследником турецкого престола. На черкешенке женился и султан Ахмед III, правивший Османской империей с 1703 по 1730 гг.

Султан Мустафа III (1757-1773 гг.) также был женат на черкешенке. Их сын Селим III правил страной с 1789 по 1807 гг.

Черкешенка по имени Валиде была женой султана Махмуда II, правителя Османской империи с 1808 по 1839 гг. Два сына кабардинки - султанши поочередно правили страной - старший Абдул-Мажид (1839-1861 гг.) и младший Абдул-Азиз (1876-1877 гг.)

Абдул-Мажид был женат на черкешенке Бестеме. Ее два сына Мурад V (1876) и Абдул Хамид II (1876-1908 гг.) - поочередно были султанами Османской империи. Жена последнего также была черкешенкой.

Третий период 1779 - 1909 гг. характеризуется как период трагической истории черкесов. Он обусловлен следующими факторами:

- геополитическими интересами России и Турции на Северном Кавказе;

- Русско- Кавказской войной 1773-1864 гг.;

- массовым истреблением черкесов и их депортацией в Османскую империю.

Русско-Кавказская война, длившаяся 101 год, нанесла адыгскому этносу удар колоссальной силы. Огромные людские потери и массовая депортация поставили самый многочисленный народов Северного Кавказа на грань исчезновения.

Вот как описывает события 1863-1864 гг. офицер русской армии Иван Дроздов:

“В конце февраля пшехский отряд двинулся к речке Мартэ, чтобы наблюдать за выселением горцев, а если понадобится, так и силою выгонять их ... Поразительное зрелище представилось глазам нашим по пути: разбросанные трупы детей, женщин, стариков, растерзанные, полуобъеденные собаками; изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от слабости, падавшие от изнеможения и еще заживо сделавшиеся добычей голодных собак...

Едва ли половина отправившихся в Турцию прибыла к месту. Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество; но только ужасом и можно было подействовать на воинственных дикарей и выгнать их из неприступных горных трущоб...

Теперь в горах Кубанской области можно встретить медведя, волка, но не горца”3.

Некогда процветавшая Черкесия, заключившая в 1557 году военно-политический союз с Россией и принявшая самое деятельное участие в становлении Российского государства после почти векового героического сопротивления русским войскам за свою независимость и территориальную целостность, погибла в 1864 году.

В этой неравной борьбе Черкесия потеряла 90 процентов территории и 95 процентов своего населения, часть которого была физически уничтожена, а другая депортирована в Османскую империю. Оттуда изгнанники постепенно расселились по всему миру - в страны Азии, Африки, Европы и Америки.

Оказавшись за пределами своей родины, адыги сумели адаптироваться в странах компактного проживания. Со второй половины XIX века выходцы из черкесской диаспоры выдвинулись на ключевые посты в правительствах и в армии. Среди наиболее известных военных и политических деятелей черкесского зарубежья 1864 - 1900 гг. можно назвать:

1. Дели Фуад-паша (1835-1931 гг.)

Родился в Каире. Отец его Хасан-паша эмигрировал из Черкесии в Турцию и поступил на службу к султану. Фуад учился в Стамбуле, затем окончил военное училище в Каире. Отличился в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Стал маршалом Османской империи, главнокомандующим вооруженными силами Турции. Был послом в нескольких странах Европы.

После младотурецкой революции принял активное участие в создании Общества черкесского единения и взаимопомощи. Возглавлял комитет независимости Кавказа и Комитет северокавказских политических эмигрантов в Турции (1915-1919 гг.). В 1921 году собрал в Стамбуле Всеобщий конгресс черкесов.

2. Хайреддин-паша Тунуслу (1819-1890 гг.).

Родился в Черкесии. Его отец Хасан Тлаш погиб в русско-кавказской войне. Оставшись сиротой, был отправлен в Стамбул к родственнику. В числе молодых черкесов уехал в Тунис защищать ее от французской экспансии.

Правитель Тунисской области Ахмет-паша усыновил его и отправил учиться в военное училище “Сент-Сур” во Франции.

Талантливый военачальник Хайреддин в 36 лет стал полным генералом. С 1857 года командовал военно-морскими силами Туниса. С 1861 года - Председатель Меджлиса Туниса.

В 1879 г. избран сенатором и назначен премьер-министром Османской империи.

Его старший сын Тахир дослужился до генерала. Средний - Мухамед - получил светское образование и занимался журналистикой. Младший - Салих - был женат на принцессе Мунире - дочери брата султана Абдул Азиза II.

3. Эльбоздуко Канаматович Кудашев (1863-1946 гг.). Коллежский советник, видный адыгский историк. Из кабардинских дворян. Родился в Кабарде. Окончил Нальчикскую горскую школу в 1880 г. и медицинские курсы в Харьковском университете в 1884 г. Окончил медицинский факультет Московского государственного университета в 1890 г.

Жил и работал в Санкт-Петербурге, крестился и получил новое имя - Владимир Николаевич. Издал в Киеве книгу “Исторические сведения о кабардинском народе” (1913 г.).

В годы гражданской войны - сторонник белого движения. Командир полка кабардинской конной дивизии. В марте 1920 г. эмигрировал в Турцию, позже во Францию и США.

4. Хусейн Тосун-бей (1875-1930 гг.). Видный турецкий политический деятель, публицист, издатель. Из убыхского племени адыгов. Окончил лицей и военное училище, служил в Османской армии. Был сослан в Ливию, где преподавал французский язык в военной школе.

После младотурецкой революции избран депутатом Великого Национального Собрания (Меджлис).

В годы первой мировой войны руководил национальным Агентством Османской империи. Издал на французском языке книгу “Библиография Кавказа” (1919 г.).

К сожалению, временные рамки данного сообщения не позволяют перечислить имена и фамилии всех известных черкесов зарубежья третьего периода миграции. Их более 3 тысяч человек.

Сведения о них можно узнать в подготовленной к изданию книге “Кто есть кто в черкесском зарубежье” писателя-публициста, академика Международной Черкесской Академии наук, издателя журнала “Черкесское зарубежье”, главного редактора газеты “Адыгэ псалъэ” (“Адыгское слово”) Мухамеда Хафицэ.

По приблизительным данным, в настоящее время за пределами нашей страны проживает 5 миллионов черкесов, в том числе в Турции - более 4 миллионов, в Сирии - 90 тысяч, в Иордании - 120 тысяч, Египте - 5 тысяч, США - 5 тысяч, Ливии - 350 тысяч, в Израиле - 3 тысячи, Германии - 20 тысяч, Франции - 2 тысячи. Черкесы живут в Югославии, Австралии, Японии, на Мадагаскаре, в Судане, Канаде.

По своей численности адыгская диаспора идет второй после русской диаспоры за рубежом.

Наиболее значительна и многочисленна адыгская диаспора, как мы отмечалил выше, в Турции - 4 миллиона. Районами компактного проживания адыгов являются вилайеты (области) Кахраман-Мараш, Болу, города Каисери, Бурса, Измир, Самсун, Эрзрум и другие.

В Турции десятки культурных центров (хасэ), расположенных по месту жительства диаспоры. Все хасэ в Турции объединены в Кардер - Большую Хасэ, которая входит в Международную Черкесскую Ассоциацию (МЧА), созданную 21 мая 1991 года на первом Всемирном съезде адыгов в г. Нальчике.

Основной задачей культурных центров Хасэ как в Турции, так и в других странах, является проблема сохранения родного языка и национальной культуры. И это вполне понятно, потому что утрата языка и национального самосознания сделает бессмысленным всю остальную работу хасэ в сфере политики, экономики, культуры.

По рекомендации МЧА во всех хасэ, входящих в Ассоциацию, работают комитеты:

1. По сохранению и возрождению черкесского языка;

2. По вопросам истории;

3. По культурным связям с родиной;

4. По средствам массовой информации и коммуникации;

5. По проблемам инвестирования в местах компактного проживания черкесов на Кавказе.

За последние годы культурные центры - хасэ в Турции активизировали работу по проблемам поиска родственников в Российской Федерации, в изучении истории своей фамилии, составлении родословных таблиц, поколенных росписей, организации родовых и фамильных съездов как в России, так и за рубежом.

Активизацию этой работы мы связываем с созданием Кабардино-Балкарского историко-родословного общества, члены которого, продолжая традиции ИРО в Москве, развернули широкую научно-исследовательскую работу по изучению истории родов и семей, пропаганде генеалогических и геральдических знаний.

Свои отделения КБИРО создало и в странах компактного проживания черкесов за рубежом.

В рамках реализации генеалогических проблем КБИРО совместно с генеалогами Турции (г. Кайсер) наш турецкий соотечественник Зульфикар Энес (Ансоко) провел огромную поисково-исследовательскую работу, собрал десятки ценнейших исторических документов, на основе опроса старейшин рода как в Турции, так и в Малой Кабарде записал уникальные полевые материалы по истории своего древнего адыгского рода, ведущего начало от хеттского воина Аншока. В итоге составлена поколенная роспись рода Ансоко, восстановлено родовое древо, начиная с 15 века по наши дни.

Аналогичные поиски и исследоваия провели генеалоги и историки из рода Максидовых, проживающих в Сирии и Кабардино-Балкарии. Их усилиями впервые за всю многовековую историю черкесов создана фамильная энциклопедия рода Максидовых и родовой герб по законам классических традиций герботворчества Западной Европы и России.

Книга “Фамильная энциклопедия Максидовых” стала началом поворота адыгских историков и генеалогов лицом к лицу к проблемам черкесской генеалогии.

Продолжая разрабатывать методы подхода к изучению истории родов и фамилий, КБИРО совместно с издательским центром “Эль-Фа” выпустили фамильные энциклопедии “Калибатовы” (1998 г.) и “Ажаховы” (1999 г.). Автор - ваш покорный слуга. В этих исследованиях нами впервые на Северном Кавказе использован метод родовой поколенной росписи. В поколенной росписи Калибатовых и Ажаховых прослеживается их родственная связь с однофамильцами в других странах мира.

Впервые в истории черкесов художником Виктором Нефедовым создан родовой герб Ажаховых в рамках традиций национального герботворчества. И этот герб украшает форзац книги фамильной энциклопедии “Ажаховы”. Это же издание является первой книгой, увидевшей свет в серии “Фамильная энциклопедия родов Северо-Кавказских народов” КБИРО.

О семейных и генеалогических связях с соотечественниками, проживающими за рубежом, рассказывают газеты и журналы, выходящие в республиках Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, а также за рубежом.

Здесь уместно еще раз подчеркнуть особую роль газеты “Черкесское зарубежье”. На ее страницах публикуются наиболее интересные материалы о наших соотечественниках, биографии наиболее известных общественных и политических деятелей, литераторов, композиторов, спортсменов.

Совместно с родственниками, проживающими за рубежом, издают родовые газеты самые многочисленные родовые объединения, проживающие в трех адыгских-черкесских республиках - Шогеновы, Кушховы, Кардановы.

Эти газеты, по сути, являются родовой хроникой, летописью рода Шогеновых, Кардановых, Кушховых.

Ежегодно собираясь на свои съезды, они принимают важнейшие решения по проблеме общественно-политической, экономической и духовной жизни родов.

На съездах принимается Устав рода, избирается Большой Совет рода, избирается тхамада (старейшина) рода, который утверждается на Большом Совете. Утверждается Кодекс чести рода. Род провозглашает основной принцип - объединение людей, носящих фамилию рода во имя согласия и взаимопонимания среди людей разных национальностей и вероисповеданий, пропаганды общечеловеческих ценностей.

Инв и интересов своих соотечественников за рубежом.

Думается, что шаг доброй воли руководства страны в переселении косовских черкесов на историческую родину не станет единичным фактом, и учитывая этот опыт и опыт других стран, в ближайшем будущем Российская Федерация определит стратегию и тактику защиты интересов наших соотечественников за рубежом.

А.А.Максидов,

Председатель КБИРО, действительный член ИРО в Москве, член Союза писателей Российской Федерации.

 

© gor-morev

Конструктор сайтов - uCoz